Вход
Наши услуги и реклама
День Студентов

Новости сайта

Новогодние сценарии 2025 года

Дорогие наши пользователи! «Новый год к нам мчится», несмотря ни на что! И отпраздновать любимый праздник хочется тепло и душевно, Для всех, кто занят поиском идей для организации семейных, детских или корпоративных новогодних праздников, авторы сайта «Серпантин идей» приготовили много нового материала и отредактировали прошлогодний. И вашему вниманию предлагается:
Для вечеров отдыха, корпоративов и вечеринок – 2025 – сценарии: «Отлично встречаем отличный новый год», «Давайте новогодиться», «Новогодний отрыв», «Новогодний парк развлечений», «К празднику готовы», «Карнавальная ночь»; программы: «Новогодняя коллекция», «Новогодний сундучок», «Новогодние селфи и танцы» и много других.
Для подростков: «Елка. Танцы. Новый год», «Качаем новогоднее настроение», «Звезды Тик-Тока»
Для детей: «Новогодняя Елка зажигает огни!», «Царь Салтан, Богатырь Иван и новогодний волшебный фонтан», «Приключения Чебурашки в новогодней стране», «Волшебная Елка», «Как богатыри за новогодним чудом ходили»
Надеемся, что наши наработки помогут встретить 2025 год интересно и с хорошим создать новогодним настроением!
07.11.2024

Новый раздел на сайте "Серпантин идей"

Дорогие наши пользователи!
На сайте появился новый раздел ПРАЗДНИЧНАЯ КОПИЛКА, материалы которого помогут Вам в создании своих праздничных программ и развлечений. Спасибо, что Вы с нами!
11.05.2024

ВАЖНО! Изменения в получении авторских сценариев!

Дорогие наши пользователи!
По вашим многочисленным просьбам об упрощении формата получения авторских сценариев на сайте «Серпантин идей» внесены изменения. Теперь это ссылка на Яндекс Диск, по которой сможете скачать полную версию выбранного сценария и всех материалов к нему. Все, кто приобретал ранее, также могут обратиться за необходимой ссылкой.

11.05.2024
Рекламные предложения

Загрузка...
Присоединяйтесь к нам
Группа Серпантин идей Вконтакте Группа Серпантин идей в Одноклассниках


Рекламные предложения

Школа остроумия для ведущего праздника и не только…

https://serpantinidey.ru/Школа остроумия для ведущего праздников и не только

 

Остроумный человек притягивает к себе всеобщее внимание не только в тесном кругу дружеской компании, замечено, что люди, умеющие удачно шутить - легче продвигаются по карьерной лестнице.

А уж, в какой цене ведущий праздника, если кроме четкого следования написанному сценарию, способен сымпровизировать, остроумно прокомментировать происходящее, или хорошей шуткой сгладить неловкую ситуацию! 

 

Остроумие – качество, в котором тонко и удачно сочетаются игра ума и вкуса. Развить и то и другое, возможно, стоит лишь выбрать верный курс. Например, учиться этому у литературных авторов! Как никто другой, писатель или поэт, во-первых, блестяще владеют словом, а во-вторых, создают ситуации, в которых остроумное замечание или фраза начинают играть, как ограненный алмаз.

В замечательной книге А. Н. Лука «Юмор, остроумие, творчество»  (спасибо автору!!) можно познакомиться с основными приемами остроумия. В ней автор раскрывает суть самого понятия «остроумие» и уверяет, что ему можно и нужно учиться, и лучше всего именно на примерах классической литературы.

Какие же приемы остроумия имеются в виду?

 

Приемы остроумия

1. Намек

Намеку свойственно не прямо указывать на то, о чем хотят сказать. Особенно остро намек звучит в том случае, когда человек пытается задеть что-то из области запретного, неприличного. Тут главное (и для ведущего праздника в том числе) не скатиться в пошлость.

Набоков в романе «Лолита» делал это так: «… кончился незабвенный античный мир с его увлекательными нравами». Согласитесь, довольно изящно указано на «повальное эротоманство» и невоздержанность в еде и развлечениях древних греков.

Еще один пример намека.  «Господин X. довольно упрям, - сказал чиновник о высокопоставленном государственном муже». «Да, - отвечал собеседник, - это одна из четырех его ахиллесовых пят». Автор прямо не назвал своего героя ослом, но приведенный диалог, в котором  дается намек на сочетание упрямства с четырьмя ногами, не оставляет у читателя на этот счет никаких сомнений.

Мастерское владение искусством намека делает любое общение более глубоким и изысканным.

 

  2. Ирония.

Иронию вполне возможно сравнить с насмешкой. С разной степенью явности она сравнивает то, что есть, с тем, что могло бы быть.

Классический пример иронии – любимая фраза Остапа Бендера: «Нет, это не Рио-де-Жанейро!». Еще удачный пример ироничного восклицания -  солдат Швейк, попав в тюремную камеру, говорит: «А здесь недурно: нары из струганного дерева!»

При ведении праздничных мероприятий ирония уместна, но она должна быть именно смешной, а не обидной. Есть темы, над которыми ведущему праздников иронизировать категорически не рекомендуется: старость, болезни, религиозные предпочтения и т.п.

Хотя в классической литературе встречаются примеры печальной иронии, которую авторы применяют не для смеха над героями, а, скорее,  для усиления драматичности ситуации. «Старики скупы. Для этого есть разумное основание: они боятся всякой потери, не надеясь больше приобрести что-нибудь» (А.Франс)

3. Обратное сравнение и буквализация метафоры  

Получается смешно, когда переносное значение слов (метафору) употребляют в буквальном смысле . Как будто сравнивают, но наоборот.

Вернемся к «Лолите» Набокова: «после некоторых светотехнических хлопот – грустный взгляд вверх, довольный взгляд вниз – она обратилась ко мне с тирадой». В метафорическом значении употребляются театральные термины, однако применяются они напрямую к описанию женщины, благодаря этому воображение читателя представляет громогласную даму с прожекторами вместо глаз.

Сродни этому приему остроумия такой прием как обратное (как бы перевернутое) сравнение, например у К. Пруткова: «Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала».

Ведущему такой прием может помочь, например, выйти из сложной ситуации. Одна тамада изготовила себе тарелку со своим портретом внутри и когда попадались назойливые гости – доставала ее и говорила: «Не пытайтесь меня вывести из себя, видите (показывала тарелку) - я всегда в своей тарелке», так незамысловато ей удавалось переломить ситуацию в свою пользу. Остроумие и находчивость не только развлекают, но и вызывают уважение

4. Сравнение по неявному признаку

Предметы и явления можно сравнить по неявному признаку, и комический эффект появляется именно из-за того, что, казалось бы в совершенно разных вещах, подмечены общие черты.

«Чужая глупость, - пишет Грэм Грин в романе «Комедианты», - как прожектор. Она шарит, нащупывая жертву». Или у Диккенса: «Ничто так не освежает, как сон, - сказала служанка, собираясь выпить полную рюмку опия».

«Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей», - сравнивает Людмила Улицкая в повести «Сонечка» любовь к книгам с беспамятством.

Но порой гораздо эффектнее сравнить не по сходству, а по различию: «Есть что-то жалкое в корове. В ее покорной безотказности, обжорстве и равнодушии. Хотя, казалось бы, и габариты, и рога… Обыкновенная курица и та выглядит более независимо» (С. Довлатов «Компромисс»).

Любимые многими сказки, притчи и кавказские тосты построены тоже на принципе неявного сравнения (иносказания). Также ведущие праздников пользуются этим приемом остроумия, сочиняя загадки, викторины и другие застольные развлечения.

5. Абсурд.

Остроумно пошутить можно и с помощью абсурдно высказанной мысли, когда краткая оговорка в середине или конце фразы полностью дискредитирует весь смысл.

Обратимся к народной мудрости: почему Соломон был самым умным человеком на земле? Потому что у него было много жен, и он с ними советовался.

Довести до абсурда можно и при помощи переносных значений: «Филолог влюбился по пятки» (Саша Черный «Городская сказка»). А можно добавить нарочитую ласковость, небрежность в интонации: «Вынула почки у кошки и зашила ее аккуратно» (С. Черный «Городская сказка»).

Этот же прием остроумия применяется, когда ожидаемое читателем смягчение, преуменьшение – наоборот усиливает эффект от сказанного (доводится до абсурда). «В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали» (Ильф И., Петров Е.).

 

6. Остроумие нелепости.

Прием «остроумие нелепости» несколько схож с предыдущим: в нем тоже эксплуатируется несостыковка смыслов, но остроумие нелепости обнажает непосредственно «ненормальную» ситуацию, а не играет значениями.

На нелепости построено ставшее расхожим высказывание А.П.Чехова: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» использует такую фразу: «убежденный фальшивомонетчик», словно речь идет о неких высоких категориях. Это словосочетание построено из двух взаимоисключающих частей, которые сосуществуют как вполне законные.

Порой нелепость возникает благодаря употреблению бессмысленных, неувязывающихся между собой деталей. Герой рассказа Виктора Ерофеева в подобном ключе формулирует цель своей поездки на родину Дантеса: у меня есть партийное задание от моей интеллигентной мамы – плюнуть на могилу убийцы «нашего всего».

 Остроумная нелепость добавит веселья в будни и пригодится на любом празднике. На этом приеме построен, например, жанр пародии.

 

7. Парадокс.

После абсурда и нелепости есть смысл коснуться парадоксов. Этот самый, пожалуй, замысловатый прием остроумия, рождается порой из банальных фраз о здоровье, деньгах, взаимоотношениях.

 «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», - вслед за европейцами повторяем и мы.  А вот парадоксальная шутка О. Уальда: «Когда люди соглашаются со мною, я вижу, что я не прав».

В видимой бессмыслице как бы открываются новые смыслы. Модная писательница Оксана Робски в романе «Про любоff» со знанием дела изрекает парадокс: «чем больше у тебя денег, тем дороже тебе обходятся отношения».

 

8. Двуликие слова.

Двусмысленность может получиться благодаря игре слов, которые по науке называются «омонимы», то есть одинаково звучащие. Возьмите хотя бы лук: он же – оружие, он же (на слух) – поле с травой, он же – овощ.  На этом построены многие шутки в КВНе и владения приемом двуликих слов в своих программах не обходится ни один профессиональный ведущий праздника.

На двойном истолковании построен анекдот Б.Шоу про то, что в ресторане, в котором  громко и бездарно играл оркестр,  один из посетителей спросил официанта: «Играют ли музыканты по заказу?» — «Конечно». — «В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер». Одно и то же слово «играть» применено в разных смыслах, тем самым очень тонко сделано замечание о непрофессионализме музыкантов.

Поэт Черный тоже использовал омонимы:

«На столе четыре папки, все на месте.

Все точь-в-точь.

Ну-с, пороемся у папки –

что он пишет день и ночь?»

9. Повторенье

Хорошенько рассмешить можно благодаря простейшему приему повторения. Так строятся многие анекдоты.

Например, о лекторе, который, ради привлечения внимания аудитории, периодически повторяет фразу «чтобы не забеременеть, нужно…». В конце лекции его все-таки спросили, что же нужно?

- Пить кефир, - ответил он.

- До или после? – настаивали студентки.

- Вместо, милочки! Вместо!

Так на повторе одной фразы выстроилась целая ситуация. Так же, напримерведущий может взять за основной мотив праздника какую-нибудь остроту или шутку и, в зависимости от ситуации, повторять ее на все манеры и с разными интонациями. 

Одни и те же слова, произнесенные в разных комбинациях, тоже звучат довольно остроумно: кого хочу – не знаю, кого знаю – не хочу. «Наиболее непостижимая вещь в мире заключается в том, что мир постижим» (А.Энштейн). «Мой муж знает сопромат, а я знаю себе цену». Или избитое: хотеть не вредно, вредно не хотеть

10. Смешение стилей.

В этом приеме остроумия (смешение стилей) может попрактиковаться любой начинающий шутник. Его можно использовать и в кругу друзей, и на празднике, и просто придумывая поздравление собственной маме.

Принцип таков: обо всем важном говорим с небрежностью, зато все второстепенное выпячиваем напоказ, используем заумные слова и даже термины.

 

Самый лучший пример смешения стилей - это манера общения старика Хоттабыча с пионером Волькой (повесть Л. Лагина): «Что ты, о бриллиант моей души, подразумеваешь под этим неизвестным мне словом «балда?» - с любопытством осведомился Хоттабыч».

Показательный пример смешения речевых стилей - выражение Ильфа и Петрова: «Харч богов». Здесь «высокий штиль» смешан с просторечием и получилось неожиданно, остроумно и смешно.

 

11. Противопоставление и усиление

Эти приемы построены на том, что и противопоставление и усиление - должны быть ложными, иначе смешно не будет.

Противопоставление: нужно так выстроить фразу, чтобы ее части как бы противоречили друг другу, но на самом деле лишь подтверждали одно другим.

Забытый поэт Баратынский использует это в описании любви:

«Мы пьем в любви отраву сладку;

Но все ж отраву пьем мы в ней…»

Сначала стих вроде бы утешает читателя и примиряет между собой понятия: «сладости» и «отравы», но его вторая часть «настаивает» на неприглядном воздействии любви на организм.

В прозе мастерски владели этим приемом Ильф и Петров: «Никто нас не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит».

При ложном усилении - начало и конец фразы внешне подтверждают и усугубляют смысл, на самом деле опровергая ранее сказанное.

У Ахматовой:

«Хорошо твои слова баюкают:

Третий месяц я от них не сплю».

И прозаическое  - известная шутка М. Твена: «Бросать курить легко. Я бросал раз пятьдесят».

 

Владение данными приемами остроумия для ведущего праздников - жизненно необходимо, всем остальным - просто может значительно украсить жизнь!

Можно ли научиться самому придумывать остроты? Почему бы нет? Никто не мешает нам попробовать - начать стоит с того, что  позаимствовать пару приемов у великих. Очень хорошо развивает навык удачно острить, например, такое упражнение: к каждому известному приему остроумия: намек, парадокс, ирония и т.д. – найти примеры в литературе или придумать свои.

 

Сам процесс: чтения чужих острот и вникания в секрет – почему смешно, а тем более, попытка придумать свои шутки – доставляет массу удовольствия. А полученное умение помогает  стать по-настоящему веселым и успешным человеком, а тем, кто развлечение сделал своей профессией, непревзойденным ведущим праздника.

Автор Юлия Кулешова

                                                  Специально для сайта http://serpantinidey.

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

               Игры на знакомство гостей - волшебные ключи к успеху вечеринки.

               Уместна ли притча на русском застолье?

               Тосты, шутки, застольные игры для встречи с одноклассниками

Застольные шутки и тосты к 8 Марта

 Школа ведущих - курс молодого бойца праздничного фронта.

Школа ведущих. Учимся у мастеров и профессионалов.
 

Татьяна Николаевна
Юля, ставлю, как в школе "Пятерку" за статью, очень грамотно и с таким уважением к классике и автору. смайлики тоже симпатичный
ЮЛИЯ
Татьяна Николаевна, спасибо за высокую оценку.
ирина юрченкова
Спасибо большое за науку, прочитала взахлеб! Век живи- век учись и помирать некогда! Много полезного для себя извлекла!
Nadezhda
Ирина, спасибо за комментарий. А что касается "помирать некогда", так это "шутка, в которой лишь доля шутки", т.к. статистика показывает. что активная умственная деятельность и образ жизни продлевают жизнь))) Веселой, долгой и полноценной жизни вам в праздники и в будни!!!
Имя: Введите 372: