Интересно, зачем на свадьбе бьют посуду и почему новобрачную принято вносить в дом на руках?
Оказывается большинство современных свадебных традиций, лет 200 назад делались вовсе не ради красивого эффекта - в их основе старинные свадебные обряды, дошедшие до нас из глубины языческих времен.
1. История свадебных обрядов.
Если бы с помощью машины времени мы попали на крестьянскую свадьбу (например, века 17-го), то, во-первых, вряд ли развеселились, а во-вторых, не поняли бы и половины из происходящего – какое-то бессмысленное смешение песен, плача и таинственных «телодвижений». Тем не менее, всё, до мельчайших деталей, на русских свадьбах - имело свой смысл, значение и было строго регламентировано.
Старинные свадебные обряды – это система последовательных и четко обыгрываемых ритуалов (многие из которых «живут» до сих пор, только в несколько облегченном варианте).
Последовательность была такая: сначала - сватовство, затем – смотрины, «рукобитие» (сегодня - «помолвка») и, наконец, «вытие» (от «выть», «плакать»). Обязательно устраивали девичник – для подготовки и плача невесты, ее подружек и родственников и «молодешник» – для жениха и его друзей. Важнейший элемент – выкуп, после него шло венчание. Обвенчавшись, молодые отправлялись на гуляние и затем – на свадебный пир. Не правда ли, очень знакомые моменты?
2. Обряд сватовства и обручения.
Сегодня сватовство и обручение - необязательны или носят символический светский характер, тогда как в старину именно в день «рукобития» - договаривались о дне свадьбы и публично признавали молодых людей женихом и невестой. Тогда-то и делался первый подарок невесте – кольцо, которое было своего рода «задатком». Вместе с кольцом преподносили и другие ценные презенты - знак того, что пути назад уже нет.
В этот же момент молодые получали от своих родителей официальное благословение, то есть одновременно согласие и напутствие на дружную совместную жизнь. Обручение обязательно происходило при свидетелях, для которых устраивался небольшой пир.
3. Предсвадебная "неделя" и девичник
Обычно за обручением шла «неделя» (впрочем, это могло продолжаться и недели полторы - две), во время которой шла подготовка к свадьбе. Весь этот период невеста не показывалась на людях и все время причитала и плакала, потому что она должна была символически умереть для своей семьи и рода, а после возродиться для новой жизни в семье своего супруга. А кому ж охота умирать? Отсюда и вытие (с ударением на «Ы»).
Вытие продолжалось и на девичнике: тут подключались подруги и родственницы. Они оплакивали невесту, как покойницу. Ей расплетали косу, что означало переход в другое качество: из девушки в женщину, из невесты в супругу. Накануне свадебного дня невесту водили на кладбище – это тоже символ умирания и возрождения, а после мыли в бане, ведь вода и мытьё – такие же знаки жизни и смерти.
Кстати, старенькие бабушки до сих пор советуют невестам поплакать в день или накануне свадьбы, мол, такая традиция и примета, чем больше слез до замужества, тем меньше – во время.
4. Предсвадебный мальчишник.
Устаревшее название мальчишника - «молодешник». Он проходил в доме жениха. Обычно устраивалось небольшое застолье, знаменовавшее собой прощание молодого человека со своими холостыми друзьями и прежней молодецкой жизнью. Вот, правда, хоронить и оплакивать жениха никто и не думал.
Напротив, веселились, а часам к 9 – 10 вечера родственники жениха отправлялись в дом невесты с подарками. Чаще всего это были разные туалетные принадлежности. А иногда – подвенечное платье. Так что примета о запрете видеть свадебный наряд невесты явно придумана не нашими предками.
5. Зачем нужен выкуп невесты?
Выкуп – старинный русский свадебный обряд. Теперь и раньше он проходил «под руководством» свидетеля жениха, которого в стародавние времена называли «дружкой». Обязательным элементом в наряде дружки был повязанный через плечо рушник – оберег от недоброго глаза. Понятно теперь, откуда у современного свидетеля лента через плечо?
С помощью дружки жених выкупал сначала дорогу к невестину дому, потом дверь в ее горницу, а уж после - саму невесту. Смысл выкупа прост – задобрить духов и родственников невестиного рода, чтобы будущая совместная жизнь с молодой супругой была счастливой.
Частенько имел место ритуальный обман жениха, когда ему подсовывали вместо невесты ее сестру, подругу или вообще какую-нибудь пожилую женщину. Так могут пошутить и в наши дни, но столетия назад этот «манёвр» был необходим для отвода недобрых глаз.
На выкупе была распространена еще одна особенность, утраченная в наши дни: перед приездом жениха на выкуп или после него тщательным образом выметали дорогу, чтобы никоим образом под ноги молодых не попал камень, волос или булавка со злым наговором.
Чтобы обеспечить будущим мужу и жене достаток, после выкупа было принято обсыпать их хмелем или пшеничными зернами. То же делали и перед входом в церковь.
6. Обряд венчания.
Венчание - единственный истинно христианский обряд в ходе всей русской свадьбы (остается неизменным на протяжении веков), но и он оброс разными языческими ритуалами.
Например, иногда (и в наши дни тоже) следуют примете: жениха с невестой везут в церковь разными дорогами. Это нужно якобы для того, чтобы сбить с толку «глазливых» людей, которые могут наслать на новобрачных порчу или наговор. Также на венчании было не принято присутствие родителей брачующихся, хотя это условие – абсолютное суеверие.
По сей день под ноги венчающихся «стелют» платок или полотно, посыпая его мелочью, «чтобы не жить голой жизнью», то есть без денег. Обязательной частью обряда было одновременное тушение венчальных свечей, дабы «жить вместе и умереть в один день». Кстати, венчальные свечи хранили до самых родов и жгли их «в помощь первородящей». Битье посуды тоже повелось устраивать прямо в церкви, чтобы сразу после освящения брака «закодировать» его на счастье. Отсюда примета: чем больше осколков, тем больше счастья. Теперь посуду в церкви не бьют.
После венчания наступало время обряда заплетания двух кос, их укладывали вокруг головы – «окручивали молодую по-бабьи» и надевали головной убор замужней женщины «повойник». На современных свадьбах это обыгрывается в моменте – снятие фаты. Затем следовало «гулянье».
7. Традиция гулянья.
До сих пор молодожены перед кафе или рестораном совершают катанье по городу, выезд на природу, к памятным местам. Эта традиция берет начало от древнего «гуляния»: после церкви новобрачных «сложными запутанными путями» везли в дом супруга. С целью обмануть злые силы – мол, новобрачная всегда жила в этом доме – молодой переносил супругу через порог на руках, чтобы избежать момента «переступания», а то и не дай бог «спотыкания» о порог - плохая свадебная примета..
Родители встречали новобрачных хлебом-солью (делают это и сегодня). Молодожены откусывали от каравая, который затем разламывали у них над головами. Этот хлеб супруги должны были хранить всю оставшуюся жизнь, ведь он испокон века символизировал семейный достаток, плодородие земли и скота. И, хотя в наш век все уже не так серьезно, каравайный момент обязательно присутствует.
Чтобы в дому новобрачных водилась не только скотинка и хлеб, но и детки, молодых усаживали на вывернутую мехом вверх звериную шкуру или шубу. Скорее всего, это были символы животной плодовитости.
Немного подробнее о славянской свадьбе можно прочитать в статье «Славянская свадьба»
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.docx
(для скачивания-кликнуть файл)
8. Традиции свадебного пира.
Свадебные празднества продолжались до трех дней: первый – в доме жениха, второй – в доме невесты, на третий снова возвращались к жениху. Причем, новобрачные в первый день свадебного пира ничего не ели. Между первым и вторым днями осуществлялся обряд «укладывания и бужения» молодых. С точки зрения наших предков, такой контроль над первой брачной ночью был залогом здорового потомства. Частенько, в знак плодовитости брачное ложе молодой пары обкладывали разными орудиями труда.
Во время пиров (на второй и третий день) новобрачной устраивали «проверки». Например, заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, при этом всячески ей мешали, испытывая терпение и усердие молодой хозяйки. (В наше время – это традиции 2-го дня свадьбы). Конец этим притязаниям мог положить новоиспеченный супруг, переключив внимание гостей на водку и угощения.
Способствовал «породнению» семей и началу их общения такой обычай: рядом с невестой садились родители жениха, а рядом с женихом – родители невесты. И еще на русских свадьбах пировали и пели величальные, то есть хвалебные, песни супругам, их родителям и дружке, было место и различным забавам.
Современные свадьбы не так строго «обременены» условностями – они более веселые, музыкальные и зрелищные. И все-таки особый русский колорит им придают именно старинные свадебные обряды, которые составляют основную канву программы свадебного торжества и вносят в него трогательные и проникновенные нотки, или, наоборот, дают повод для их шуточного обыгрывания.
Понимание истоков русских свадебных традиций дает возможность пользоваться ими осознанно, бережно и свободно.
Правильное включение старинных обрядов в современный свадебный сценарий – становится украшением праздника, а сама свадьба с ними - настоящим радостным событием и хорошим началом для долгой и счастливой семейной жизни новобрачных!
Автор Юлия Кулешова
Специально для сайта https://serpantinidey.ru/
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Лирические, веселые и музыкальные игры "Обряд породнения на свадьбе". Часть 1.
Как устроить себе классную свадьбу? Шаг за шагом.
Сценарий классного девичника. Советы по организации и проведению
Сценарий выкупа невесты "Медицинский"
Классическая встреча жениха и невесты с караваем.
Свадебные конкурсы для игровых моментов